?

Log in

Назад | Вперед

— Серьёзное отношение к чему бы то ни было в этом мире является роковой ошибкой.
— А жизнь — это серьёзно?
— О да, жизнь — это серьёзно! Но не очень…

(Л. Кэрролл "Алиса в Стране чудес")


IMG_4767.jpg


В наше время есть мода на все, даже на художественные произведения. Несколько лет назад, судя по соцсетям, не было ничего популярнее "Маленького Принца" Антуана де Сент-Экзюпери, его перечитывали, цитировали и всячески ссылались, уверяя, что это совсем не детская повесть. Спустя некоторое время, заговорили об "Алисе" Льюиса Кэрролла, сняли фильм и выпустили книгу с новыми иллюстрациями. Наверное, это витает где-то в воздухе, видимо человечеству в определенный момент нужны те или иные герои, чтобы на них равняться, в них чувствовать опору и поддержку, черпать вдохновение, наконец. Только взрослые очень часто понимают все слишком глубоко и ищут смысл там, где его может и не быть. Мы никогда на все сто процентов не узнаем, что хотел сказать автор, но для меня "Алиса" - это совершенно точно история из детства, потому что именно тогда ты веришь всему, что произошло с необычной девочкой, хочешь быть на ее месте, пытаешься рассмотреть в каждой ямке намек на Белого Кролика и даже, соглашаешься пить чай, в тайне надеясь, что в гости придут Безумный Шляпник, Соня и даже Мартовский Заяц.
Совсем не удивительно, что такому неординарному человеку как Йехезкель Лазаров, пришла идея поставить не традиционную "Алису", а скорее ее взрослый вариант, основанный на ассоциациях, но обо всем по-порядку.

IMG_4769.jpg

Обычно, перед спектаклем я читаю о чем он и на каких событиях построен. В этот же раз, подумала, ну чего я еще про Алису не знаю? Не буду листать книгу заново, лишняя трата времени. В общем-то я была права, с одной стороны, действительно, произведение мне бы совсем не помогло, но вот биография автора, напротив, послужила бы волшебным ключиком к пониманию пьесы. Поэтому, всем кто пойдет (уверена, таких будет немало) я настоятельно рекомендую узнать о жизни Льюиса Кэрролла немного больше, чем вы знаете сейчас. Тем, чего мне не хватило для верного восприятия и о чем рассказали авторы после спектакля на встрече с блогерами, я поделюсь здесь.

Льюис Кэрролл или Чарльз Лютвидж Дожсон (ведь это его настоящее имя) известный писатель, фотограф и даже философ родился в 1832 году в графстве Чешир (Великобритания). С детства был всесторонне очень одарен, учился в частных школах, потом поступил в колледж при Оксфорде. Там же, чуть позже, начал писать первые стихи и рассказы, печатался под псевдонимом и одновременно читал курс лекций по математике, в которой особенно преуспел. В 1856 году в учебном заведении появился новый декан - Генри Лидделл. Он привез с собой жену и пять детей, в том числе и четырехлетнюю Алису, с которой Льюис очень быстро нашел общий язык. Они проводили много времени вместе и именно маленькой настойчивой хулиганке и ее просьбам написать рассказ, мы обязаны историей про удивительные путешествия и чудесные фантазии.
Известно, что Кэрролл очень любил общаться с детьми, особенно он выделял девочек, у писателя всегда были наготове игры, шутки и загадки, которыми он их и развлекал. В то время в Англии, возраст до 14 лет считался абсолютно асексуальным и поведение Льюиса воспринимали как очередную блажь. Он писал своим подопечным письма и уже даже в более взрослом состоянии, они специально занижали свой возраст, чтобы иметь возможность с ним общаться. Вообще, эта тема очень скользкая и Кэрролла даже сейчас обвиняют в том, чего скорее-то всего и не было, ведь ни один ребенок даже намеком не очернил писателя.

IMG_4779.jpg

Образ Льюиса Кэрролла невероятно живо воплотил Дорон Тавори, он с таким упоением бегал, прыгал, резвился и с легкостью встал на голову, что я ни на секунду не усомнилась в том, что лучшего товарища Алисе было бы не найти. В детстве девочку сыграла Бар Саде, она была наивна, упорна, весела и любознательна одновременно. Бар очень четко сумела передать характер избалованного ребенка, которому достается все, что он хочет, но при этом, она живет в каком-то своем мире и говорит на понятном лишь ей и Льюису языке. Их дружба зародилась в доме у родителей, на одном из приемов, когда Кэрролл учил маленькую бестию играть в шахматы... Она была Королевой, а он ее защитником - Белым Конем.

IMG_4789.jpg

Там же, наверное, появилось и то чувство, которое Алиса, по задумке режиссера, пронесет через всю жизнь, будет хранить, вспоминать и дышать им.
Повторюсь еще раз, ничего общего эта постановка с нашим детским впечатлением о сказке не имеет. Тут скорее возможный вариант развития событий в реальном мире, когда люди встречаются не в то время и не в том месте.
Наш герой учил Алису фотографировать и сам снимал ее очень много раз. В одной из бесед, он попросил ее не расти, чтобы она всегда оставалась такой милой девочкой, на логичный вопрос:"Как? - прозвучал ответ, - Не спи!"


IMG_4797.jpg


Казалось бы, это невозможно. Но, вы не знаете Алису... Она сделала все, что могла и даже больше. Конечно, внешне остаться такой же ей не удалось, но сохранить ту самую непосредственность и естественность получилось на все сто.


IMG_4805.jpg


Юность Алисы нам показала талантливейшая Нета Шпигельман: угловатые движения подростка, полная категоричность в высказываниях и такая еще детская доверчивость, все это вело девушку на поиски Белого Коня, того человека, который остался лишь в письмах и для которого она уже перестала быть ребенком.


IMG_4825.jpg

Несмотря на пройденный путь и даже некое подобие семьи, самым важным для Алисы всегда был Он. Тот, с кем она разговаривала, к кому мысленно обращалась за советом и кого по-настоящему любила. На мой взгляд, одной из самых сложных задач было воплотить взрослую героиню со всеми ее проблемами, отклонениями и нестабильным состоянием, но Эфрат Бен-Цур под силу и не такое. Не буду раскрывать всех перипетий сюжета, ссылок режиссера на книгу и игровых "якорей", по которым тут же понимаешь о каком герое идет речь, а переключусь на исключительно поразившую меня вещь - визуальное оформление спектакля. Я всегда "за" красивые и богатые декорации, люблю когда все максимально приближено к действительности, мне нравятся сложные технические приемы и красочные костюмы, так легче окунуться в происходящее и не отвлекаться на какие-то шероховатости в исполнении. Но тут... Белые борта, начинающиеся на сцене и уходящие в зал, вызывают сразу несколько ассоциаций, которые прямо начинаешь чувствовать кожей. Это и намек на нору, в которую провалилась Алиса и на портал в другой мир, и на подводное царство, и просто на отдельно взятый кусочек Вселенной, в котором она выстроила свою жизнь.

IMG_4841.jpg

Собственно из декораций это практически и все. Остальные детали, оживившие картинку - это свет, цвет, геометричность форм и музыка. Мне доставило истинное наслаждение наблюдать за четкими движениями актеров, за их силуэтами, за тем отдельным спектаклем теней, который удивительно гармонично вписался в концепцию постановки. Все вместе это не давало ни на секунду выпасть из действа или задуматься о чем-то другом. Вообще, основным впечатлением стало одно большое ощущение. Все органы чувств работали на полную катушку и казалось, что кто-то очень умелый дергает за ниточки и вызывает те или иные эмоции, совершенно не привлекая тебя к их рождению. Лишь потом, осмысливая все (и до сих пор продолжая, если честно) я поняла, что иначе этот спектакль я не представляю, вот совсем. Безусловно, были пару моментов, которые вызвали неоднозначное мнение, но опять же, такую четкую и продуманную постановку я давно не видела.

IMG_4855.jpg

IMG_4867.jpg

С точки зрения фотографа, было очень трудно выбрать что снимать, потому что весь спектакль был как один большой "вкусный" кадр. Четкий, динамичный и непредсказуемый, никакой лишней суеты и ненужных деталей. Идеально скроенные костюмы, спокойная цветовая гамма и работа со светом создавали красивую картинку.

IMG_4923.jpg

Единственное, что мне действительно мешало - это не до конца понимание кто же такой этот Белый Конь - любовь всей жизни маленькой девочки и как это связано с книгой, потому что именно в ней я искала подсказку. Но опять же, для тех кто был в теме, не составило большого труда догадаться, а я, недостающую часть пазла, получила спустя десять минут после окончания спектакля, на встрече артистов и режиссера с блогерами.

IMG_4955.jpg

Первый вопрос, который задали автору пьесы Рои Хену, был как раз про друга Алисы. Рои очень подробно рассказал историю жизни Льюиса Кэрролла и тут все встало на свои места. Автор идеи и главный вдохновитель Йехезкель Лазаров дал еще более обширное и глобальное объяснение не только сюжета, но и задумки в целом. История про настоящую и сильную женщину, которая всю жизнь ждала лишь одного мужчину и посвятила себя ему, не сломалась, не потеряла веру - вот что его по-настоящему сподвигло на создание "Алисы" и сделал он это со свойственным стилем, тактом, интеллигентностью и необычным взглядом на окружающую нас действительность. За это ему большое спасибо.

IMG_4948.jpg

— Надо говорить то, что думаешь!
— Я всегда так и делаю! — выпалила Алиса, а потом, чуточку подумав, честно прибавила: — Ну, во всяком случае… во всяком случае, что я говорю, то и думаю. В общем, это ведь одно и то же!

(Л. Кэрролл "Алиса в Стране чудес")


Собственно это все, что я хотела вам рассказать :) Ходите в театр, это здорово!

Comments

( 9 Добрых слов — Доброе слово )
larafr
Mar. 19th, 2015 06:22 pm (UTC)
Какие красивые у тебя рецензии! :) Читаю с удовольствием!

Йехезкель Лазаров - обалденный красавец, обаятельный, ах и ох ;)
Пусть лучше играет НА сцене. Мне кажется, там он уместнее, чем ЗА кулисами.
vikashub
Mar. 19th, 2015 07:16 pm (UTC)
Спасибо! На сцене он доставляет прямое удовольствие, а за сценой - косвенное ;) Имеет право )
larafr
Mar. 20th, 2015 05:12 am (UTC)
Имеет право )
Безусловно :)
larafr
Mar. 20th, 2015 05:23 am (UTC)
Вот мои впечатления: http://larafr.livejournal.com/450312.html
tiketiger
Mar. 20th, 2015 12:39 pm (UTC)
странно, первой цитаты про жизнь не помню в книге совершенно :(
у меня многие знакомы ходили, никто ничего н понял :(
интеерсно, если автор - рои хен, что тогда идет сейчас в россии под этим же названием, в два раза дольше и в принципе с той же идеей?
vikashub
Mar. 20th, 2015 07:39 pm (UTC)
Он автор пьесы, не знаю что идет... Я не думаю, что они стянули, это жу фу. А не поняли потому, что не знали на что обратить внимание, как и я! Если не знать "особенность" жизни Кэрролла, то никогда не догадаешься, что это он, а без этого спектакль теряет вообще хоть какую-нибудь связь с реальностью и его можно назвать хоть "Настя", без разницы.
tiketiger
Mar. 21st, 2015 12:06 pm (UTC)
предупреждать надо :))))
little_volturi
Mar. 28th, 2015 05:24 pm (UTC)
как всегда оригинальнейшая постановка, короче - идти надо!
vikashub
May. 8th, 2015 01:48 pm (UTC)
Да! Постановка вау!
( 9 Добрых слов — Доброе слово )